Для чего нужен ключевой свет в кадре?
Наличие мощного света — не гарант отличного кадра. Нужно ещё понять как это дело расставить.
Поэтому сегодня поговорим с тобой о ключевом свете: для чего нужен, чем полезен и как не превратить съёмочную площадку в камеру для допроса.
• Ключевой, значит, важный?
Ключевой свет ещё называют рисующим или основным. Тут стоит разобрать все названия в отдельности, так как каждое объясняет важность:
- Рисующий, потому что прорисовывает общую форму снимаемого объекта;
- Основной, потому что даёт большую часть света в кадре;
- Ключевой, потому что обеспечивает минимально необходимые условия для съёмки.
• Трёхточечное освещение
Классическая схема расстановки света, которая придаст твоему кадру объём.
По названию ты можешь догадаться, что речь идёт о трёх источниках света. Помимо основного в этой схеме участвует ещё заполняющий и контровой свет. О них мы поговорим в следующий раз.
А теперь про то, куда и как направляют ключевой свет:
- На переднюю часть объекта (или лицо, если это человек);
- Сверху или сбоку;
- Под углом 45±15° выше и правее/левее.
• Стили ключевого света
Есть два вида, которые различаются по целям их использования: высокий и низкий.
> Высокий ключ
Это некий стиль, когда контраст в сцене практически исчезает. Изначально киноделы использовали этот вид, чтобы бороться с сильным контрастом между светотенью. В высоком ключе соотношение рисующего и заполняющего освещения почти равное.
Сейчас высокий ключ применяют как художественное средство, задающее нужное настроение.
В основном это:
- Белые или светлые яркие тона;
- Минимальное использование чёрных и серых тонов;
- Нечто чистое и оптимистичное.
> Низкий ключ
С низким по аналогии, только наоборот. Заполняющего света тут практически никогда нет. Киноделы используют этот стиль, дабы создать сильный контраст в сцене и погрузить зрителя во что-то тёмное.
Низкий ключ — это:
- Тёмные тона, тени и оттенки серого;
- Яркий контраст;
- Нечто тревожное и нуарное.
• Ошибки, которые ты допускаешь
> Располагаешь ключевой свет рядом с камерой
Рискуешь превратить свой объект в 2D картинку. Да, возможно всё будет освещено хорошо. Но, поверь, лучше смотреть на немного неосвещённую сцену, чем на плоскую и невыразительную.
> Не играешь со светом
Вышеописанные правила постановки рисующего света — классические. Они справедливы для n-точечной схемы освещения.
Но тебе ничего не мешает проявить свой бунтарский дух и поставить основной источник по тем же правилам, только позади объекта. Так тоже делают: это придаст кадру особый художественный подтекст и нотку драматизма.
> Полагаешься только на ключевой свет
Да, мы сказали, что основной свет создаёт минимальные условия для съёмки. Но всё равно его одного будет недостаточно.
Тебе понадобится как минимум ещё заполняющий свет для двухточечного освещения.
Использование лишь рисующего света в кадре допустимо как художественное средство. Причём ты должен понимать, с какой целью оставляешь часть объекта в тени. Вне контекста глаз зрителя сразу за это зацепится, и всё погружение в твою работу сломается.
> Забываешь про солнце
Источником ключевого света может быть и естественное освещение. Правда, есть ряд нюансов, описанных в нашей статье про съёмку при естественном свете.
Но если под рукой нет нужного оборудования, то данный вариант может быть очень кстати.